Апостолы нашли компромисс, благодаря которому стало возможным продолжать дело Божье. Однако они не смогли исполнить большие ожидания первых лет. Апостол Карлейл полагал, что знает причину этого: более не было «святого числа двенадцать», ожидаемое послание апостолов в полной силе их сана не могло состояться. Это должно было измениться на Пятидесятницу 1851 года. Но хотели ли того все апостолы?
В 1846 году было достигнуто соглашение о том, что апостол Кардейл вновь созовет всех апостолов, если посчитает это необходимым или если этого пожелают двое других апостолов. В феврале 1851 года к нему поступила такая заявка от двух апостолов. Так апостол Кардейл созвал конференцию апостолов, но не хотел брать на себя никакой ответственности за последствия, поскольку из-за все еще имевших место различий в воззрениях опасался «всевозможных бед».
До нас не дошли имена этих двух апостолов, но, вероятно, одним из них был апостол Карлейл, поскольку он как никто другой просил вверенных ему служителей и верующих молиться о том, чтобы предстоящее собрание прошло удачно. Он ожидал от него многого: число апостолов вновь должно было быть дополнено до двенадцати, другие апостолы должны были приступить к «полному служению» и стать «едиными во всех частях». Тем самым должно было исполниться необходимое условие для послания апостолов.
Ожидания апостолов
4 апреля 1851 года апостол Северной Германии обратился к верующим своего региона служения с письменным призывом поддержать апостолов серьезной молитвой. Значение этого момента апостол Карлейл подчеркивал через изложение истории царя Давида. Он прочитал в Священном Писании, что Давид был помазан в цари трижды: сначала тайно через пророка Самуила (1-я Царств 16, 13), потом после смерти Саула мужами из колена Иудина (2-я Царств 2, 4) и затем над всем Израилем (2-я Царств 5, 3). Первое помазание апостол Карлейл сравнивал с призванием апостолов, второе – с их «отделением» 14 июля 1835 года, а третье – с еще ожидаемым посланием. И если поначалу апостолы исполняли свое служение над всеми, кто их принимал, то после их послания они во главе всеобщей церкви смогут служить «всем, чьи сердца стремятся к совершенству», чтобы достичь престола Божьего. А кто «не желает быть совершенным, тот попадет в страшный час искушений».
Интенсивные совещания
На Пятидесятницу 2 июня десять еще действующих апостолов собрались в своем зале в Олбери. Двое апостолов были посланы к отошедшим от служения апостолам Далтону и МакКензи, чтобы призвать их вернуться. Однако апостол МакКензи не изменил своего решения, а апостол Далтон заявил, что серьезно усомнился в библейских доказательствах Божьего намерения по восстановлению апостольского служения и в Божественном характере всего дела. И вновь в кругу апостолов возникли разногласия. Некоторые из апостолов верили, что отошедшие от служения апостолы могут быть заменены новыми. Другие – среди них апостол Кардейл – ждали для этого особого вмешательства Бога.
Укрепить существующее
Апостол Карлейл надеялся на то, что дело Божье ускорится и он еще сопереживет послание апостолов. Другие его коллеги по сану настроились на то, что апостолы будут служить сокращенным числом и не достигнут первоначальных целей.
Кардейл больше не ждал больших успехов в плане численности, однако стремился к улучшению внешних рамок богослужения, дисциплины священнослужителей и духовной жизни. Остальные апостолы доверили ему неограниченную по времени заботу о «Семи общинах» в Лондоне, в связи с чем он способствовал строительству недалеко от своего дома великолепного церковного здания для центральной общины Лондона. Так была построена прекрасная апостольская часовня для Англии.
Доклады и письма апостола Карлейла выходили в свет не только на немецком языке в его регионе служения, но и переводились на английский язык для региона служения апостола Кардейла.
Разочарование в Северной Германии
Хотя апостол Карлейл и присоединялся к решениям других апостолов, однако своим поведением критиковал их позицию. Когда в 1852 году они позвали его принять участие в работе над новым изданием литургии, он решил передать эту работу тем апостолам, которые (как Дау, Персеваль, Ситвелл и Тьюдор) не опекали никакие общины, то есть ничего или мало что достигли в своих «коленах». Например, апостол Тьюдор не сделал ни одной попытки принести дело Божье польской нации, территория проживания которой была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. С его согласия именно апостол Карлейл занимался миссионерской деятельностью среди проживающих в Пруссии поляков. Также и поездка апостола Дау в Норвегию была безуспешной, поэтому осенью 1854 года апостол Карлейл отправился в Норвегию и Швецию. В результате чрезмерного истощения он подорвал свое здоровье и, вернувшись в Олбери, умер там рано утром 28 января 1855 года.
Так вопрос о пополнении круга апостолов стал еще более актуальным. Однако оставшиеся апостолы вновь отказались от этого, и в буквальном смысле этого слова осиротевшая Северная Германия была передана заботе апостола Вудхауза. Служащих там священнослужителей постигло большое разочарование, но они твердо держались надежды – которой их научил апостол Карлейл – на то, что еще состоится послание апостолов, которые займут полагающуюся им позицию во главе всеобщей церкви.